Слушать музыку времени

Музыка для молодежи это не просто увлечение – это среда, способ общения… А по сути – жизни. Почти 20 процентов молодых людей принадлежат к тем или иным музыкальным субкультурам – объединениям на основе современной музыки определенных течений. Они придерживаются соответствующих принципов в жизни и даже внешнем виде. Некоторые из них весьма экстравагантны. Например, портрет гота – черная одежда, траурный макияж, пирсинг… Но согласитесь, куда важнее, какая внутренняя жизнь этих ребят, к чему они стремятся.

Проблемам молодежных субкультур были посвящены слушания, которые состоялись в Общественной палате РФ в марте этого года, о чем писала и «Трибуна» (№8, 5–11 марта 2009 г.). Вдохновителем слушаний стал член Общественной палаты, известный продюсер и музыкант популярной рок-группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов. Тогда же он выступил с идеей провести фестиваль молодежных субкультур. Мы договорились с ним поговорить о том, что может сделать этот фестиваль для молодежи. Но как всегда, когда речь идет о музыке, разговор наш оказался шире заданной темы.

– Вадим, многие давно уже взрослые люди воспринимают музыкальные молодежные субкультуры как некую добровольную изоляцию молодых, к тому же совершенно непродуктивную. Дескать, они играют музыку, только им понятную и нужную.

– Мне кажется, слово «субкультура», которое используют применительно к неформальным музыкальным объединениям, не совсем правильное. Оно подразумевает, что эти молодые пребывают в неком тупиковом состоянии. На самом деле, как свидетельствует история развития музыкальной культуры, и нашей, и западной, субкультура является авангардом, создающим моду, тенденции, – это своего рода новые музыкальные идеи «от кутюр». Некоторые из них погибают, но часть не просто живет, а очень сильно влияет на массовую культуру. Достаточно посмотреть, какой была популярная музыка лет 20 и даже 10 назад. А была она более сдержанной. С тех пор многое поменялось. Куда жестче стало звучание, изменился имидж артистов. Они ведут себя экспрессивно, их образ, одежда могут быть вызывающими. Все это имело место и тогда, но как альтернативное явление, а теперь стало атрибутом того же поп-артиста.

– В каком направлении сейчас развиваются музыкальные субкультуры? Честно говоря, лично у меня ощущение, что предел жесткости уже стал запредельным.

– Музыкальные группы очень разные. В субкультурах все, как в жизни. Есть люди активные и инфантильные. Когда музыкант начинает сочинять музыку, он попадает в резонанс с определенным типажом молодых людей. Иногда даже создает гимн этой среды.

– Насколько этих молодых людей волнуют социальные проблемы?

– Есть молодежные движения, которые не устраивает абсолютно все – существующие отношения в обществе, власть… Но в целом социально ориентированных групп немного, а их художественная ценность зачастую невысока. Чаще все это похоже на жесткую подростковую агрессивность. Что неудивительно – какое у молодого человека может быть социально осмысленное отношение к происходящему? Хорошо, если это проявится к сорока годам. Да и сила, и ценность субкультур не в том, чтобы проголосовать за какое-то политическое решение. Главное, что их отличает, – это искренность. Они не создают свою музыку в результате маркетингового исследования, под какую, дескать, мелодию сейчас люди будут лучше плясать. Они ею занимаются не для того, чтобы стать богатым и знаменитым. А чтобы, соприкоснувшись с миром, сделать что-то свое. Это всегда музыканты думающие, переживающие, а не веселящие публику. Это всегда крик души человека, который хочет высказаться о том, что его волнует: любовь ли к девушке, внутренний кризис…

– Когда-то рок-группы волновали и другие темы. Песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен» вдохновляла людей на гражданские поступки, побуждала их более внимательно всматриваться в окружающую действительность. Да и вообще вся роковая музыка находилась в авангарде перемен. А потом ушла. Почему? У нас в стране больше нет проблем? Или просто музыканты опустили руки?

– Наверняка вы сейчас меньше слушаете музыку, чем раньше. Никуда и ничего не ушло. Просто стало не так заметно. Высшая ценность любого искусства – это выработка взглядов на жизнь. И в центре рок-музыки всегда был автор, который декларирует свое мировоззрение. Иной текст может показаться инфантильным, но в силу каких-то причин людям это оказалось нужно. Очень мало авторов, кто способен предложить свое мировоззрение. И очень много тех, кто нуждается в подсказке. Другое дело, что 20 лет назад требовался слом существующего режима, люди хотели принципиально другой судьбы для себя и страны. Рок-музыканты не могли остаться в стороне этих процессов. Сейчас жизнь куда сложнее и разнообразнее. Не случайно появилось много и музыкальных субкультур, а с ними новые слова и способы, как реагировать на жизненный дискомфорт.

– У людей отношение к неформальным объединениям молодежи довольно настороженное. Не только потому, что их внешний вид нередко эпатирующий. Но еще с ними ассоциируют наркотики, сексуальную неразборчивость…

– Это миф. Многие молодые люди выглядят весьма респектабельно, учатся в дорогих вузах, что не мешает им упот-реблять те же наркотики. Одежда, которую мы себе выбираем, – это всего лишь форма, которая позволяет нам позиционировать себя в жизни. Своя форма есть у любой социальной группы, у бухгалтера, менеджера среднего звена, представителя музыкальной субкультуры… В то же время каждый из нас переживает глубокую внутреннюю жизнь. Давно уже пора развеять миф о том, что типичный человек из социума, он во всех смыслах хороший и не может страдать, скажем, тайным алкоголизмом. Уверяю вас, молодой человек эту двойную мораль отлично чувствует. Да и его семья на людях может казаться дружной, хотя у папы есть любовница и ребенок от нее. Он давно уже знает, что правильный мир, в котором все и всегда улыбаются, может быть только рекламным, и не хочет носить маску, которую ему предлагает общество. В этом смысле, конечно, он более искренен, чем многие зрелые люди. А значит, у него есть перспектива найти свой правильный путь в жизни.

– Творчество группы «Агата Кристи» в этом смысле весьма показательно. Герои ваших песен всегда переживают внутренние коллизии, совершают нестандартные поступки. Есть в вашем репертуаре и песня, которую знает, наверное, каждый молодой человек. В ней есть слова – «я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет. И мой герой, он соткан весь из тонких запахов конфет. Напудрив ноздри кокаином…» Скажите, вы свой путь отражали в этой песне или это игра воображения?

– Здесь есть и то и другое. Никто из нас губы гуталином не красил, но через наркотики мы прошли. Просто мы попали в такой период – тогда был наркотический бум. Другое дело, что непонятно, почему только нашу группу ассоциируют с наркотиками. Они весьма органично чувствовали себя в сфере искусства до нас, при нас и будут после нас. Мы просто несколько больше, чем другие артисты, позволили себе об этом говорить.

– Как сейчас вы оцениваете тот период своей жизни?

– Тяжелые наркотики особого выбора не оставляют. Человек через пять-семь лет употребления погибает либо их бросает. Нам это сделать удалось. А все, что не убивает, делает нас сильнее. Но ты никогда не знаешь заранее, выйдешь ли из этой битвы живым. Некоторые обречены, попробовав лишь однажды. Поэтому не рекомендуем даже пробовать.

– Вы пели эти очень откровенные песни… Коллеги-музыканты вас за это не корили, не говорили, что не надо выносить сор из избы?

– Это могло произойти только в том случае, если бы музыкальная среда была монолитной. Между тем никакого рок-братства нет и не было. С кем-то из музыкантов отношения ближе, с другими – они вообще отсутствуют. Да, лет 20 назад мы общались теснее благодаря рок-клубам. Самые крупные находились в Питере, Москве, Екатеринбурге… Появляются та-кие объединения, когда музыке, которая развивается в молодежной среде, тесно в существующих рамках. Так было и в те годы. У власти возникла необходимость приоткрыть шлюзы. И тогда под приглядкой КГБ открываются рок-клубы. Это совпало и с потребностью музыкантов заявить о себе. Поодиночке всегда труднее дойти до слушателя. А когда люди объединяются, их голос становится громче. Потом цель была достигнута, у рок-групп появилась возможность осуществлять с разной степенью успешности концертную деятельность, записывать музыку, а значит, потребность в таких клубах отпала, и они исчезли.

Но я допускаю, что сейчас может произойти новое объединение музыкантов. Потому что молодежной музыки много, а слушать ее негде. Радиостанции, телеканалы ставят преимущественно раскрученные, известные коллективы. Они являются, прежде всего, коммерческими структурами. Их интересует исключительно собственный рейтинг. А поскольку умная музыка сумасшедшего рейтинга никогда не даст, ставить они будут только популярных исполнителей. Кроме того, наши музыкальные СМИ, хотя и существуют не так уж давно, но успели заработать довольно много денег. В результате у них сложилась иллюзия, что именно они должны определять, какую музыку страна должна слушать. Сложилась парадоксальная ситуация: новаторской музыки они не знают, но при этом отбирают у слушателей право выбора, не заботясь, что при его отсутствии происходит деградация, которая распространяется на самые разные сферы жизни.

– В общем, после триумфальной победы рок-музыки в умах и сердцах слушателей в середине 80-х – начале 90-х годов прошлого века, она уступила свое место попсе.

– Лично у меня нет никакого антагонизма к попсе. Это уважаемый жанр, который любим значительной частью населения. Но сложилось так, что у попсы есть площадка, на которой она работает, а у молодых рок-музыкантов ее нет. Существуют лишь единичные сайты, на которые они выкладывают музыку. Такой портал создан и нами.

Мы запустили проект для молодых начинающих музыкантов «Герой нашего времени» – «Рокгерой». В его рамках был открыт музыкальный портал. Молодые музыканты могут выкладывать на него свои композиции и отсылать на рецензию мне и другим известным музыкантам. Кроме того, за последние три года мы провели несколько фестивалей, на которые пригласили ребят из разных регионов. Они выступают наравне со звездами. Следующий наш шаг – проведение фестиваля музыкальных субкультур. Тем самым мы хотим предоставить музыкальную площадку только молодым неформальным музыкантам и дать возможность публике объединиться вокруг них.

Но самое, пожалуй, важное, что необходимо сейчас сделать, – это создать федеральный медиапортал, на котором бы постоянно присутствовала новая музыка, новые лица, диджеи, журналисты… Все эти люди нуждаются в самореализации.

– Сейчас вы являетесь членом Общественной палаты РФ. Довольно неожиданная ступень для рок-музыканта…

– Почему? Меня всегда волновали события, которые происходят в обществе. И членом Общественной палаты я стал именно вследствие этого отношения, а не наоборот. Эта организация не дает никаких прав, только обязанности. Работаем все мы там бесплатно. Но для человека, который хочет что-то поменять в сложившемся положении дел, – это очень важная площадка. Она позволяет организовывать встречи, искать заинтересованных людей… Я не чувствую себя там клерком. Возможно, потому что в основном наша работа идет, что называется, за «круглым столом», в режиме обсуждения тех или иных вопросов. Вот и недавно мы провели уникальный «круглый стол» по проблемам Интернета с участием таких представителей отраслевых правообладателей, как, например, Гильдия продюсеров России, непосредственных правообладателей, среди них «Двадцатый Век Фокс СНГ», цифровых дистрибьюторов и крупнейших сервис-провайдеров, таких как Mail.ru, Яндекс, MySpace-Россия, Мастерхост и др. Это беспрецедентное событие, потому что впервые за одним столом собрались представители сторон, которые в определенном смысле можно считать противоборствующими. На протяжении долгого времени правообладатели ведут затяжной спор, иногда в судебном порядке, с компаниями, предоставляющими услуги, реализуемые с использованием сети Интернет. За этим «круглым столом» мы приняли решение о создании постоянно действующей группы, которая бы помогла достигнуть договоренности. Она уже приступила к подготовке соответствующего соглашения. Более того, результатами нашей работы заинтересовалась комиссия Госдумы, где сейчас идет работа над законом об Интернете. Надеюсь, мы примем в его подготовке участие.

– Сейчас пресса активно обсуждает решение группы «Агата Кристи» прекратить свое существование. С чем это связано? Надеюсь, не с вашей общественной деятельностью?

– Я музыкант и не собираюсь уходить со своей стези. Просто мы с братом решили приостановить проект «Агата Кристи». Каждый займется теми музыкальными идеями, которые мы не смогли реализовать в группе. Понятно, далеко не все они попадали в наше общее пространство просто потому, что мы с ним разные. Со временем этого разного стало все больше.

– Могут измениться и загадочные, тревожные тексты ваших песен, вы начнете работать в другой стилистике?

– Это нельзя назвать стилистикой. Это единственно возможный способ нашего творческого мировоззрения, язык, которым мы изъясняемся в искусстве. Он сложился под влиянием многих обстоятельств, личностей. В детстве на нас очень воздействовало пение Андрея Миронова, литература Шварца, Гофмана… Это нас уже сформировало, и вряд ли теперь мы заиграем другую музыку.

admin    06.08.2009 17:09
Оценить статью   1  /  0   Пожаловаться  

Похожие статьи:


- OrangeWave - Добро пожаловать!
- Отключение загрузки треков и файлов с 25.01.2017
- Система профессионального караоке – лучшее решение
- C Новым Годом и Рождеством Друзья!
- Диджей на корпоратив
Опрос: Нужен ли Форум в новой версии сайта?
Да
254
Нет
63
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

Новости

Обсуждаемые треки

Обсуждаемые блоги





PiT
- Popularity index of Track
(Индекс популярности трека)
Подробнее...



Attribution
cc by
Лицензия «С указанием авторства»
Подробнее...


Attribution Share Alike
cc by-sa
Лицензия «Распространение на тех же условиях - Копилефт»
Подробнее...


Attribution No Derivatives
cc by-nd
Лицензия «С указанием авторства – Без производных»
Подробнее...


Attribution Non-Commercial
cc by-nc
Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая»
Подробнее...

Attribution Non-Commercial Share Alike
cc by-nc-sa
Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт»
Подробнее...

Attribution Non-Commercial No Derivatives
cc by-nc-nd
Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных»
Подробнее...