Сектор "Музыка"в Рунете: за год интерес к прослушиванию музыки в онлайне увеличился в 2 раза

RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler, сервиса контекстной рекламы Бегун и отчётов ряда других аналитических компаний приводит данные о развитии сектора «Музыка» в Рунете. Предметом исследования стали аудитория сайтов, тематика ресурсов и их количество, наиболее востребованные пользователями направления и запросы, а также объёмы музыкального рынка. Исследование охватывает период с июня 2007 по июнь 2009 года.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ



  • Годовой прирост среднесуточной аудитории музыкального сектора в Рунете за год составил 106% и достиг 1.11 млн. посетителей
  • Новичками двадцатки лидеров рейтинга Рамблер Топ100 стали музыкальные интернет-радиостанции и социальные сети меломанов
  • Посещаемость музыкальных ресурсов Топ-20 за 2 года выросло в 3-5 раз
  • За полгода количество активных сайтов сектора выросло на 10% и составило 5850 ресурсов. Их доля и числа всех сайтов Рунета составляет 2,3%
  • Количество запросов «слушать музыку» за год выросло почти в 2 раза, «купить музыку» увеличилось на 35%
  • Уменьшение числа запросов «музыка» за год составило 28%, «mp3» - 54%
  • Доход от продаж музыкального контента в сети в 2008 году составил 25,8 млн. долларов
  • Доля кликов по объявлением контекстной рекламы, посвященных музыке и фильмам за год снизилась втрое - с 4,13% до 1,37%
  • Средняя рекламная ставка по ключевым словам в разделе «Развлечения: фильмы и музыка» составила 0,09$ за переход
  • Доля музыки в покупаемом интернет-контенте – 6%, в мобильном – 29%

АУДИТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ



Согласно данным Рамблер ТОП100, с июня 2008-го по июнь 2009 года среднесуточная аудитория сектора «Музыка» в Рунете выросла более чем в 2 раза (на 106%) и составила 1,11 млн. посетителей.

Изображение
Рисунок 1. Динамика среднесуточной аудитории сектора «Музыка», июнь 2008-2009 гг.

Посещаемость музыкальных сайтов Рунета за прошедший год не только увеличилась вдвое, но и претерпела два значительных пика пользовательского интереса. В ноябре на всплеск обращений к музыкальному сектору (+37%) вероятнее всего повлияли новости церемонии World Music Awards, возобновление сольной карьеры Бритни Спирс, развод Мадонны и Гая Ричи, а также известия о выпуске нового альбома Guns N’Roses, гастрольном туре Led Zeppelin и т.п.

В феврале-марте в секторе наблюдался очередной пик посещений до 1,29 млн. пользователей – был завершён российский отборочный тур музыкального конкурса «Евровидение-2009», прошла народная музыкальная премия в области рок-н-ролла «Чартова Дюжина. Топ-13», рок-группа «Агата Кристи» объявила о своём распаде, Scooter повёл гастрольный тур по российским городам. К лету посещаемость сектора стала традиционно снижаться в силу общей тенденции уменьшения аудитории развлекательных ресурсов в сезон каникул и отпусков.

РЕСУРСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОМ СЕКТОРЕ СЕТИ



Отличительной особенностью двадцатки лидеров Рамблер ТОП100 в 2009 году стало появление музыкальных интернет-радиостанций и так называемых музыкальных социальных сетей, работающих по схожему принципу и позволяющим искать друзей по интересам, делиться любимой музыкой и искать записи, похожие не те, что пользователи уже отметили как любимые.

По мнению Алексея Антропова, руководителя группы проектов развлекательных сервисов Рамблер, несмотря на то, что сервисы онлайн-радиотрансляций находится еще на заре своей популярности, уже сейчас можно судить насколько они оказались востребованными пользователями интернета. Можно выделить несколько основных причин такого успеха. Во первых это удобство в использовании, ведь для запуска проигрывания нужно лишь выбрать любимую интернет-радиостанцию. Во-вторых - это качество передачи звука - эфир интернет-радиостанций передается без помех и искажений. Ну и конечно же функциональность - современные онлайн-радио сервисы предлагают пользователю богатый набор дополнительных возможностей, это и доступ к архивам эфира радиостанций, создание собственных музыкальных потоков, основанных на музыкальных пристрастиях пользователя, рекомендательные сервисы и многое другое. Одним из наиболее интересных и перспективных трендов развития музыкальных онлайн-сервисов ближайших лет, станет бесплатное онлайн прослушивание музыки или music-on-demand (музыка по требованию). На данный момент это направление в Рунете заключает в себе много трудностей, в том числе и законодательных, особое внимание необходимо будет уделить грамотному подходу к построению партнерских отношений с лейблами и правообладателями, а также разработке эффективной модели монетизации сервиса.

Изображение
Рисунок 2. Топ-20 ресурсов сектора «Музыка» по посещаемости в июне 2007 и 2009 гг.

Каталоги песен и клипов по-прежнему остаются наиболее распространёнными ресурсами рейтинга. Однако из-за изменений в законодательстве в отношении правообладателей музыкальной продукции, из числа участников рейтинга двухлетней давности в двадцатку нынешнего года попал только один ресурс.

Заметно снизилась число ресурсов с текстами и аккордами популярных песен в топе, появились новые тематические ресурсы, посвящённые музыкальным направлениям. Основные музыкальные порталы неизменно удерживают лидерство в течение двух лет.

Число посетителей отдельных ресурсов за два года выросло в 3-5 раз, причём максимальный разброс относится к лидерам рейтинга. Это объясняется тем, что помимо общей тенденции к увеличению посещаемости музыкальных ресурсов Рунета, первые позиции Топ-20 в 2009 году занимают музыкальные соцсети и ресурсы для онлайнового прослушивания музыки, тогда как в 2007 году лидировали информационные ресурсы о звёздах и только потом сайты-каталоги для бесплатного скачивания mp3. Тенденция к увеличению числа социальных сетей и объединения пользователей по интересам привела к значительному приросту аудитории данных ресурсов.

Изображение
Рисунок 3. Количество сайтов музыкального сектора, 2009 г.

Количество активных сайтов за последние полгода выросло на 10% – в середине июня показатель достиг отметки в 5850 ресурсов. В среднем, доля активных музыкальных сайтов в российском сегменте сети составляет 2,3%, а сама категория входит в двадцатку наиболее востребованных тематик Рунета.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕКТОРЕ «МУЗЫКА»



Согласно данным о поисковых запросах в Rambler за прошедший год, из вариантов получения музыкальных композиций в сети лидировал запрос «слушать музыку» - рост почти в 2 раза. В июне 2009-го по нему было зарегистрировано свыше 7 тыс. обращений или 0, 0033% всех поисковых запросов. Минимума запрос достиг в сентябре с 3,6 тыс. (0,0021%) обращений, максимума – в апреле с 8,4 тысяч (0,0037%).

Изображение
Рисунок 4. Динамика запросов по покупке, прослушиванию и скачиванию музыки в Рунете, июнь 2008-2009 г.

Для сравнения, запрос «купить музыку» тоже вырос, но в значительно меньшей степени, всего на 35%. Интерес к скачиванию музыки за год почти не изменился.

Запросов «музыка» и «mp3» в количественном выражении в течение года было значительно больше, однако здесь налицо снижение числа обращений к тематике. Если год назад запрос «музыка» насчитывал долю в 0,43%, а «mp3» в 0,38%, то к июлю 2009-го 0,31% и 0,175% соответственно. Итоговый спад тематик составил 28% в первом случае и 54% во втором.

Изображение
Рисунок 5. Динамика запросов «музыка» и «mp3» в Рунете, июнь 2008-2009гг.

При этом обращения по запросу «mp3» в течение двух месяцев превосходили по популярности «музыку» (июль-август 2008-го, рост до 957тысяч), после чего начался значительный спад обращений (-35% к ноябрю). Возможно, обращения «mp3» в данном случае формулировались в отношении скачивания композиций, которое, как мы видим из предыдущей диаграммы, в течение года интересовало пользователей всё меньше. Объясняется это ростом популярности прослушивания композиций онлайн, появления значительного количества специальных сервисов, социальных сетей как следствие распространения широкополосного доступа и безлимитных тарифов, позволяющих не экономить на трафике и не стремиться скачивать себе как можно большее количество композиций, как это наблюдалось несколько лет назад.

ДОХОДЫ СЕКТОРА «МУЗЫКА» В РУНЕТЕ



Согласно данным об интересе пользователей Рунета к музыкальному контенту, от 22% до 52% аудитории ищут в сети музыку и видеоклипы. Доход от продаж музыкального контента в сети в 2008 году, по данным Softkey составил 25,8 млн. долларов.

Согласно данным сервиса контекстной рекламы Бегун, на частоту кликов по объявлениям раздела «Развлечения», куда относятся фильмы и музыка, в значительной мере повлиял экономический кризис. Так своего пика сектор достиг во II квартале 2008-го (4,21%), а уже в IV квартале его популярность снизилась более чем вдвое (до 1,98%), спад продолжился и в I квартале 2009-го (1,37%). Таким образом, доля кликов по объявлениям контекстной рекламы, посвящённых музыке и кино, за год снизилась втрое.

Изображение
Рисунок 6. Изменение доли сектора «Развлечения: фильмы и музыка» среди популярных у пользователей тематик контекстной рекламы сервиса «Бегун»

Что касается рекламных расходов по тематике в сервисе «Бегун», то в IV квартале 2008-го она покинула Топ-25 рекламируемых направлений и в 2009-м по-прежнему в рейтинге отсутствовала. Иными словами, многие рекламодатели среагировали на спад пользовательского интереса к тематике и сократили активность с приходом кризиса. Таким образом, по итогам 2008-го года средняя ставка в разделе «Развлечения: фильмы и музыка» составила всего 0,09$ за переход, что в 6-7 раз меньше, чем у топовых тематик рейтинга.

Изображение
Рисунок 7. Структура рынка цифрового контента в мобильных сетях и Интернете

При этом, в структуре потребляемого пользователями интернет-контента музыка занимает лишь 6%, тогда как на рынке мобильного контента ей отводится около трети доходов. Таким образом, со снижением количества покупок музыки пользователями ПК, всё больше начинающими слушать её онлайн бесплатно, основное внимание рекламодателей должно быть перемещено на пользователей мобильных устройств.

В целом, сектор музыки в Интернете переживает довольно значительную перестройку. По мнению Алексея Антропова, руководителя группы проектов развлекательных сервисов Рамблер, благодаря кризису в секторе увеличится доля качественных и конкурентоспособных ресурсов, имеющих отлаженные схемы монетизации. Кризис даст мощный толчок процессам перехода продаж музыкального контента из офлайна в онлайн. Изменение законодательства в отношении авторских прав с одной стороны, появление множества ресурсов для легального онлайнового прослушивания с другой, развитие широкополосного доступа в сеть в РФ, ставит владельцев музыкальных сайтов перед необходимостью менять наполнение по вкусу пользователей и требованиям правообладателей контента. Стали появляться интернет-радиостанции, порталы, посвящённые жизни звёзд и музыкальным новостям и ресурсы с видеоконтентом (клипами) востребованным для онлайнового просмотра и прослушивания больше, чем простое прослушивание музыкальных записей.

admin    10.08.2009 13:37
Оценить статью   2  /  0   Пожаловаться  

Похожие статьи:


- OrangeWave - Добро пожаловать!
- Отключение загрузки треков и файлов с 25.01.2017
- Система профессионального караоке – лучшее решение
- C Новым Годом и Рождеством Друзья!
- Диджей на корпоратив
Опрос: Нужен ли Форум в новой версии сайта?
Нет
63
Да
254
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать

Новости

Обсуждаемые треки

Обсуждаемые блоги





PiT
- Popularity index of Track
(Индекс популярности трека)
Подробнее...



Attribution
cc by
Лицензия «С указанием авторства»
Подробнее...


Attribution Share Alike
cc by-sa
Лицензия «Распространение на тех же условиях - Копилефт»
Подробнее...


Attribution No Derivatives
cc by-nd
Лицензия «С указанием авторства – Без производных»
Подробнее...


Attribution Non-Commercial
cc by-nc
Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая»
Подробнее...

Attribution Non-Commercial Share Alike
cc by-nc-sa
Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт»
Подробнее...

Attribution Non-Commercial No Derivatives
cc by-nc-nd
Лицензия «С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных»
Подробнее...